Проектная работа ( реферат ) на тему : Зимующие птицы
- Подробности
- Автор: Эльвира Шакирова
-
Категория: Дошкольное образование
-
Опубликовано 13 Август 2015
-
Просмотров: 27784
МБДОУ «Арский детский сад №9» «Шатлык» Арского муниципального района РТ
Воспитатель: Асхадуллина Айгуль Гарафутдиновна
Проектная работа ( реферат ) на тему : Зимующие птицы
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….2
1 Разновидности зимующих птиц…………………………………………2
2 Основные представители зимующих птиц……………………………….3
2.1 Кряква……………………………………………………………………3
2.2 Зимняк……………………………………………………………………5
2.3 Чиж………………………………………………………………………..7
2.4 Снегирь……………………………………………………………………9
Заключение …………………………………………………………………………11
Список литературы ………………………………………………………………..12
Приложение…………………………………………………………………………13
... Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима...
А. С. Пушкин
Птиц на земле около 9 тысяч видов. Только в России их насчитывают более 760 видов. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнёзда в ветвях деревьев и кустов или на земле. Невозможно, конечно, знать всех птиц, но мы обязаны знать тех, которые живут рядом с нами.
Мы привыкли к частым переменам года, к их смене, и понимаем, что большая часть людей на Земле знает, что такое зима, мороз и снег. Но, оказывается, об этом знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. Эти птицы называются зимующие.
1. Разновидности зимующих птиц
Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Зимой все изменения в жизни животных и птиц связаны с наступлением холодов, исчезновением привычной пищи. Животные приспосабливаются к холоду, снегу, голоду.
Зимующие птицы не улетают от нас зимой, а круглый год живут с нами. И зимой, и летом у нас живут воробьи, сороки, галки, голуби, рябчики, тетерева. Птицы, которые живут в наших краях зимой и летом называются оседлые. Зимой у нас можно встретить снегирей, свиристелей, чечеток. Эти птицы летом живут в северных лесах, а осенью прилетают к нам зимовать. Таких птиц называют «кочующими». Эти птицы находят зимой себе корм. Они клюют ягоды, находят насекомых.
Наконец, есть и такие птицы, которые при благоприятной зимней обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неурожае семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Это свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири, сойки и многие другие.
Зимой птицам приходится трудно, поэтому они готовятся к ней, каждый по-своему. Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. Тетерева и рябчики прячутся под снегом. В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.
Итак, зимующие птицы на зиму не улетают в теплые страны.
2. Основные представители зимующих птиц
2.1 Кряква
Кряква − довольно крупная, коренастая речная утка с большой головой и коротким хвостом. Длина 51-62 см, размах крыльев 80-100 см, крыло самцов 27,5-30,6 см, крыло самок — 25,2-28,5 см, вес 0,75-1,5 кг.
Клюв у кряквы плоский, широкий с хорошо развитыми гребнями роговых пластинок по краям. Цвет клюва отличается у самцов и самок. У селезней в брачном пере он охристо-оливковый в основании и более охристый либо жёлтый на конце, имеет довольно широкий чёрный ноготок. У взрослых уток цвет клюва чаще всего варьирует от оливкового до тёмно-серого с оранжевыми краями, но может быть и полностью оранжевым. В основании клюва самки всегда присутствуют несколько мелких чёрных пятнышек.
2.2 Зимняк.
Зимняк – хищная птица; хвост беловатый с широкой темной полосой по краю (у молодых она разбита на две-три узкие полосы); на груди пестрины; на брюхе и сгибе крыла темные пятна; крылья снизу почти белые; цевка оперена до пальцев. Голос похож на голос канюка: гнусавое протяжное «хиээ-хиээ...».
Обитает на открытых пространствах — летом в тундре и лесотундре, зимой — на полях.
Основным объектом питания зимняка летом служат лемминги − мелкие мышевидные грызуны, обитающие в тундрах. Численность леммингов в каждом районе резко меняется по годам; поэтому в «неурожайные» на грызунов годы пернатые хищники тундры, и зимняк в первую очередь, ищут более кормные места, покидая территории, на которых еще недавно были обычны.
Гнезда устраивает на уступах скал, или на земле по сухим и возвышенным участкам тундры. Обитает в тундрах и лесотундрах, горах Охотского побережья и Камчатки. Зимой кочует почти по всей стране, придерживаясь в основном открытых пространств.
2.3 Чиж.
От настоящих вьюрков чиж отличается тонко заострённым, очень слабо выпуклым сверху клювом и короткими когтями. Длина тела составляет около 12 см, весит 12-14 г. Общая окраска оперения «зеленовато-жёлтого или оливково-зелёного цвета, с неясными тёмными пятнами, снизу — с жёлтыми пятнами. Хвост чёрный, основание рулевых перьев и большей части маховых — жёлтое. Клюв серый. Летом живёт парами; к осени собирается в более или менее значительные стаи. Зимой стайками откочёвывает на небольшие расстояния, особенно по долинам рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролёт чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в средней, но даже в северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки.
Питаются насекомыми (тлями и другими мелкими насекомыми) и семенами хвойных и лиственных деревьев; осенью любимую пищу чижей составляют семена берёзы и ольхи. Чижи держатся преимущественно на вершинах высоких деревьев, спускаясь только изредка на землю.
2.4 Снегирь
Снегирь − птица мелких размеров, с воробья, хотя выглядит крупнее. Голова сверху вокруг клюва и глаз — чёрная. Маховые и рулевые перья тоже чёрные, с синим металлическим отливом. Поясница и подхвостье — белые. Спина, плечи и зашеек у самца серые. Щёки, шея снизу, брюхо и его бока — красные. Тон и интенсивность окраски нижней стороны тела зависит от подвидовой принадлежности и индивидуальных особенностей. Зашеек и плечи самки серые. Спина буровато-коричневая. Щёки, шея снизу, живот и его бока — серо-коричневые. Оперение птенцов преимущественно охристо-коричневого цвета. «Чёрной шапочки», как у взрослых особей, на голове у птенцов нет.
Снегирь живёт в лесах с густым подлеском, также его можно встретить в садах и парках городов (особенно во время кочёвок). Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, но заметить её удаётся редко. Зимой стаи снегирей очень хорошо различимы, как и отдельные птички на безлиственных деревьях парка на белоснежном фоне. У самцов снегирей грудка розовато-красного цвета, у самок — буровато-серого.
Питается снегирь преимущественно семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.
Таким образом, мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе их очень много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Каждая из птиц красива и интересна по-своему. Многие птицы не улетают на юг и остаются на зиму в родных местах.
Заключение
Именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. Птицы радуют наш глаз стремительным лёгким полётом и красочными нарядами.
Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими. Это воробей, ворона, галка, синица, клест, поползень, глухарь, тетерев, чечетки, рябчики. Эти птицы питаются зимой плодами деревьев, семенами, хвоей, почками.
Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми. Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими.
Зимующих птиц много. Есть птицы, которых мы видим каждый день, недалеко от дома, в парке, около кормушки. Но есть птицы, которых увидеть нелегко – они обитают в лесах. Это глухарь, тетерев, черный ворон, поползень, некоторые виды синиц, клест, сойка и другие.
Зимующие птицы не боятся морозов, а еду умудряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. Поэтому им нужно помогать. Для этого надо сделать кормушку и подкармливать их.
Птицы нам очень нужны и мы заботимся о них. Часто мы и не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что и они делают очень много полезного.
Список литературы
Вахрушев, А. А. Окружающий мир: Я и мир вокруг / А. А. Вахрушев. – М.: Баласс, 2012. – 192 с.
Гин, А. А. Окружающий мир / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.
Горьканова, А. Н. Перелётные и зимующие птицы России / А. Н. Горьканова. – М.: Школьная пресса, 2010. – 328 с.
Лучич, М. В. Детям о природе / М. В. Лучич. − М.: Просвещение, 2009. – 243 с.
Федотова, О. Н. Давайте знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2009. – 198 с.
Федотова, О. Н. Наш мир / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2008. – 230 с.
Проект «Мы – друзья зимующих птиц»
Сроки реализации: краткосрочный (недельный).
Возраст детей: дети второй младшей группы.
Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Методологическая база проекта: беседы, подборка литературы, наблюдение.
Цель: формировать у детей чувство сопричастности всему живому, гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Мы – друзья зимующих птиц».
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за птицами, изучить образ жизни и поведения птиц зимой.
2. Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;
3. Научить конкретным способам исследования данного объекта (зимующих птиц нашего края).
4. Изучить с детьми, как заботится о птицах.
5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь птицам.
6. Повысить уровень родительской компетентности по вопросам экологического образования детей.
7. Развивать интерес к жизни птиц.
Этапы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Зимующие птицы».
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению кормушек для конкурса «Птичья столовая».
Составление описательного рассказа по предметной картинке с опорой на схему, таблицу.
Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке (повадки, внешний вид, кто и где любит находиться, устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды).
Подготовительный этап:
Подготовить материалы для родителей (консультация «Тематическая прогулка «Перелетные и зимующие птицы» рекомендации «Совместная деятельность родителей и детей по теме: «Гости у кормушки»).
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Мы – друзья зимующих птиц».
Чтение художественного произведения: А.Н. Толстой «Сорока», С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»,
Н.Сладков «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел».
Основной этап:
Разучивание пальчиковой гимнастики «Ну-ка сосчитай - ка».
Разучивание отрывка из стихотворения Яшина «Покормите птиц зимой».
Дидактические игры:
«Опиши, я отгадаю»
«Кто знает, пусть продолжает»
«Кто как голос подает?»
«Четвертое лишнее»
«Догадайся, о ком рассказываю»
«Улетают – не улетают».
Знакомство с фольклором (загадки о зимующих птицах, народные приметы).
Беседы: «О чем щебечет воробей?»
«Как помочь птицам зимой?»
«Чем подкармливать зимующих птиц?»
«Кто к кормушке прилетел?».
«Центр естествознания»: разместить модели строения тела птицы, предметные картинки с изображением зимующих птиц ворона, воробей, снегирь, синица, поползень и др.)
«Центр изодеятельности»: поместить трафареты птиц, книжки-раскраски «Птицы».
«Центр книги»: сделать подборку книг о зимующих птицах.
«Центр грамотности»: выложить в свободное пользование игры «Составь картинку», лото «Птицы», «Опиши, я отгадаю» (+ схема).
Дидактические игры «Что птица расскажет о себе?», «Птичье лото»; «Какую пользу приносят птицы?»;
Разучивание подвижных игр «Перелет птиц», «Гуси-гуси», «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», «Совушка и птички».
Игровые упражнения «Вороны», «Птички», «В зимней столовой», «Какая это птица?».
Обеспечение:
Настольно-печатные игры;
Специальная методическая литература;
Демонстрационный материал;
Аудиозаписи по данной теме.
Предполагаемый результат:
Узнавать и называть зимующих птиц;
Использовать знания о зимующих птицах в выполнении заданий педагогов, при ответах на вопросы, игровой и непосредственно образовательной деятельности, подборе наглядного материала;
Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность, любознательность;
Составлять описательный рассказ о птицах зимой с использованием опорной схемы, таблицы;
Устанавливать причинно-следственные связи между погодными явлениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
Знать о пользе птиц.
Завершающий этап:
Фотоальбом «Птицы на нашем участке»;
Детские работы по лепке, рисованию, аппликации и конструированию;
Кормушки из различных материалов;
Плакат «Покормите птиц зимой!»;
Альбомы «Народные приметы о птицах», «Пословицы и поговорки о птицах», «Стихи для детей о птицах».
Ожидаемый результат:
Дети стали обращать внимание на то, что около них есть много прекрасных и так не похожих друг на друга птиц.
Дети научились наблюдать, у них пробудился интерес к птицам, желание заботиться о них.
Вместо безразличия к пернатым друзьям дети обрели теплоту к существам, которые радуют нас своим пением и красотой.