урок русского языка в 3 классе Работа окончаний слов называющих предметы
Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»

Урок русского языка
Тема: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс)

Автор : Кайнова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории

2014 год

Русский язык – 3 класс.

Тема: Работа окончаний слов, называющих предметы.

Цель:
1) Создать условия для выяснения работы окончаний слов, называющих предмет, по указанию на род; выявление постоянства рода.
2) Способствовать развитию внимания, восприятия, мыслительных операций, речи.
3) Содействовать воспитанию интересов к предмету через успех, умения общаться друг с другом в парах и группах.
Оборудование: учебник, задания на листах, опорные схемы.

План урока.

I. Создание учебно – мотивационной ситуации.

1) На доске: Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Прочитайте четверостишие. Выделите слова, называющие действия. (учиться, трудиться, слушаем, работаем, пришли, лениться).
- Они вам понравились? Как же вы сегодня будете работать на уроке? (учиться, трудиться, слушать внимательно, работать старательно, но (не лениться). Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
- Ну а теперь посмотрели друг на друга, подарили улыбку и с прекрасным настроением начнем урок.
2) Вспомним, над чем работаем на уроке? (над словами, называющими предмет).
- Из чего состоят слова? (из частей).
- Какие части нас интересуют? (основа и окончание).
Покажем на модели:
_________________ ___
- Какую работу выполняет основа? (указывает на значение слова).
Покажем на модели:
_________________ ___
значение

- Может ли слово жить без основы?
- А что мы знаем про окончание? (оно указывает на число). Дополним модель.
_________________ ___ Ч
значение

- А что вы знаете о числе? (ед. ч. – один, мн. ч.- много)
- Умеете ли определять число? Проверим!
1). Запишем слова.
Портфели, дорога, морковь, огороды, карандаши, завтрак, малина, ужин.
- Можно ли эти слова записать в одну группу? ( словарные слова). Проговорим орфографически, определим число. Но сначала нужно …(выделить окончание). (Фронтальная работа).
2). На что еще может указывать окончание? (на падеж)
- Что такое падеж? (связь слова с другими словами).
Дополним модель.
_________________ ___ Ч
Значение П

- А как показать эту связь? (нужно задать вопрос, воспользоваться словами-помощниками). Проверим, как вы умеете? (раздаю листочки, на которых написаны словосочетания). С чего начнем? (выделяем окончание)
Смотреть телевизор Берегись автомобиля
Гулять в парке Встать с постели
Стучать молотком Шел по деревне
(работа в парах)
- Итак, какую же работу выполняет окончание? (указывает на число и падеж)
- А для чего нам это знать? ( для связи слов в предложении).
II. Постановка УЗ.
- А нет ли еще какой то работы у окончания?
На доске: Письмо лежит на столе.
Книга лежит на столе.
Журнал лежит на столе.

- Что интересного вы заметили?( высказывания различаются словами : письмо, книга, журнал).
- Выпишем слова, выделим окончания.
письмо
книга
журнал
- Что увидели? (окончания разные). Почему? (высказывания детей).
- Они различаются по числу? Падежу? ( Нет). На какую же работу указывает окончание в этих словах? (указывает на род)
- А что вы знаете о роде? ( муж. род, жен. род, ср. род)
- А вы умеете определять род? Как? (он - м.р., она-ж.р., оно-ср.р.)
- А что это за слова – он, она, оно?
Вывод: Он, она, оно – указательные слова. Они указывают на предмет, но не называют его.
- Какую же еще работу выполняет окончание? (указывает на род). Дополним нашу модель:

Ч
_________________ ___ П
значение Р

- Эта работа особенная! Как вы думаете почему? (высказывания детей).
-Возьмем наши слова: письмо, книга, журнал. В каком они числе? (в ед. числе) Поставим во мн. ч.(письма, книги, журналы).
Вывод 1. Слова- предметы изменяются по числу.
- Изменим по падежу. (Подставим словопомогайки – есть, нет, вижу, рад, доволен, думаю.)
Вывод 2. Слова – предметы изменяются по падежу.
- Изменим по роду.(не получается).
Вывод 3. Слова – предметы по родам не изменяются. Род постоянный.
- Как это можно показать на модели? (высказывания детей).
Ч
_________________ ___ П
значение Р
- Так какая же задача у нас сегодня на уроке? (учиться определять у слов – предметов род, указывать работу окончаний)

III. Анализ условия задачи.

Задание 1. Учебник, стр. 85 упр. 70. Выписать выделенные слова, указать род. (работа в парах).
Задание 2. Какую же работу выполняет окончание у слов, называющих предмет?
На доске:.
ед. ч (один) есть кто? что? м.р. (он)
нет кого? чего?
Ч П рад кому? чему? Р ж.р.(она)
вижу кого? что?
Мн.ч. (много) доволен кем? чем?
думаю о ком? о ком? ср.р. (оно).

3) Проверим наши умения. Определим работу окончаний.(работа в группах)
(Раздаю задание на листах).

Еду в трамвае Смотреть телевизор Получил от Сережи
Махать кепкой работал на заводе Идет снег
Жить без печали письмо от брата Скакал на лошади
Дует ветер Шел по деревне Гордиться отцом

IV. Итоговая рефлексия.
- Над чем работали на уроке? (определяли работу окончаний слов, называющих предмет).
- Что мы для этого делали? Вернемся к нашему девизу. (мы учились, трудились, слушали внимательно, работали старательно)
- А нам нужны эти знания? Для чего?
V. Самооценка.
- Кому было трудно? Почему?
- Кому легко? Кто сможет помочь?
- Кто сможет дома рассказать о работе окончаний? Спасибо за урок!
VI. Домашнее задание: с. 86 упр. 71 (по заданию)

У вас нет прав для создания комментариев.