Труд и право
joomla шаблоны
Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.
dle-joomla.ru
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Урок по обществознанию в 9 классе по теме «Труд и право».
Цель: - способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних.
Задачи:
- определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;
- способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы, развивать умение учащихся работать с различными видами источников, делать выводы;
- воспитание уважения к труду, трудолюбию.
Литература:
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс. М.: “Русское слово”
2. Конституция Российской Федерации
3. Трудовой кодекс Российской Федерации
Оборудование: ноутбуки, трудовая книжка, паспорт, экземпляр трудового договора (копия), справка об окончании 8 класса, диплом об окончании ВУЗа, страховое свидетельство, другие документы, диски с мультфильмами и кинофильмами, где отражаются труд и работа; картины «Древнейшие люди», «Труд в Древней Греции», Леонардо да Винчи «Двор литейного цеха», «Книгопечатание», презентация «Труд и право».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: изучение нового материала.
Понятия: трудовое право, детский труд.

Ход урока:
1. Актуализация.
Учитель: Здравствуйте, начинаем следующий урок по изучению наших прав. Гость урока – директор нашей школы Тарасов А.П. Первым делом давайте проверим вашу подготовку к ГИА – ответим на тестовые вопросы по пройденной теме «Потребитель и его права».
Тест по теме «Потребитель и его права» (Приложение №1)
Учитель: (Слайд 2) «Кто не работает – тот не ест» гласит народная мудрость. Так же мы знаем по истории, что человечество достигло своего наивысшего уровня развития, благодаря разумному труду. На этих картинах вы видите эволюцию трудовой деятельности и вспоминаете, наверное, какие были условия труда в эти периоды жизни.
В священных текстах встречается немало упоминаний о труде, о том, какими принципами нужно руководствоваться, о взаи¬моотношениях между людьми и т.д. Например, в христианстве актуализируется изречение апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Библия, 2 Фес. 3:10). Трудовая деятельность в исламе по¬строена на принципе «халяль» - желательных действий: человек обязан трудиться. «Он сделал землю для вас колыбелью, проложил для вас на ней дороги и низвел с неба воду. Благодаря ей Мы взрастили различные растения. Вкушайте сами и пасите свой скот. Воистину в этом - знамения для обладающих разумом» (Коран 20:53, 54).
2.Изучение новых понятий и способов действия.
Учитель: Сегодняшний наш урок называется «Труд и право»(запись в тетрадях).
План урока: (слайд 3)
1. Нормы трудового права.
2. Прием на работу, увольнение.
3. Правовой статус несовершеннолетних.
Для работы на уроке мы, как обычно, разделимся на группы. А теперь давайте посмотрим отрывки из любимых мультфильмов «Простоквашино» и «Ну,погоди!» и вы должны мне ответить на вопрос: что это за труд и как оплачивается эта работа?
1 группа отвечает, что в «Простоквашино» они занимаются уборкой комнаты, это работа на себя и неоплачиваемая, не регулируется законом.
2 группа отвечает, что в «Ну,погоди!» Волк работает на стройке и он должен получить зарплату. А если он нарушает дисциплину и трудовой распорядок, то его могут наказывать по закону.
Учитель: (слайд 4) (запись в тетрадях) Трудовое право регулирует отношения, которые возникают в процессе труда между работником и работодателем.
Нормы трудового права регулируются законодательными актами и прежде всего Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 года. Перед вами лежит этот документ и вы можете ознакомиться с ним. Обратите внимание на следующие статьи, где описывается прием на работу, какие особенности при работе лиц, не достигших 18-летия.(работа с документом)
Ребята, сегодня на нашем уроке присутствует мой работодатель – директор нашей школы. Давайте, из каждой группы по одному представителю попробует устроиться на работу к нему. Один из вас - как ученик, а другой - как учитель. На столе лежат документы, вы должны выбрать соответствующие документы при поступлении на работу и предоставить работодателю.
Ролевая игра - прием на работу. Директор объясняет, какие документы надо предоставить при приеме на работу, упоминает о трудовом договоре. (Слайд 5,6)
Работа с учебником- стр.108 – увольнение.
Учитель: (слайд 7) Основные принципы правового регулирования трудовых отношений отражены в Конституции РФ. Посмотрите еще раз этот документ и отметьте основные права и обязанности в трудовом отношении.
Ученики оглашают права и обязанности: (слайд 8,9)
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Учитель: По отношению к труду городских и в том числе сельских подростков условно можно разделить на активных и пассивных.(слайд 10)
Первые нацелены на поиск работы. Их отличает серьезное, ответственное отношение к своему труду. Такие подростки реально оценивают свои возможности, знают, на какую работу они могут рассчитывать. Работа нужна, прежде всего, им самим, а не их родителям или учителям. Ребята хотят иметь собственные деньги. Экономическая самостоятельность – основная причина. На вопрос «Чего хотите себе пожелать?», ребята из активной группы отвечали «Кучу денег».
(слайд 11) Пассивные подростки не стремятся найти работу, даже если они очень нуждаются в деньгах. Для них лучше «на улице побегать, к подружкам сходить» Яркий пример отношения к труду – школьный лагерь. Свою работу учащиеся воспринимают, как отработку. По существу она им не нужна. Успех для ребят из пассивной группы заключается в том, чтобы «хорошо закончить школу и поступить учиться дальше», в их жизни не было ситуаций, когда они реально сталкивались с нехваткой денег.
А теперь давайте немного отвлечемся от официальных документов и вспомним наших любимых героев из сказок и ответим на несколько вопросов.
1.Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд). (слайд 12)
2.Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного и безработного. (Буратино).(слайд 13)
3.В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться?» (Золушка).(слайд 14)
Мы с вами тоже имеем право поиграть и повеселиться. Давайте, отдохнем с помощью физкультминутки.
Учитель: Продолжаем знакомиться с Трудовым Кодексом РФ. Статья 63 гласит:
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
На основании этого закона в нашей стране детский труд разрешается во внеурочное время. Давайте запишем определение: Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе (слайд 15). На странице 109 учебника написано, что подросткам запрещено работать в ночное время, а также на тяжелых работах, закон запрещает использовать детский труд в ночных клубах, игорных заведениях или при продаже спиртных напитков.
Я приготовила для вас таблицу, где уже имеются вопросы и нормы права, а вы должны заполнить графу «возраст».
Правовой статус несовершеннолетних – самостоятельная работа с текстом Трудового Кодекса (приложение №2)
3.Формирование умений и навыков.
Ответьте на вопросы №2,3 учебника, страница 110.
4. Подведение итогов.
Ребята, что вы узнали сегодня нового и интересного?
5. Дифференцированная домашняя работа: (слайд 16)
1.§14 с.106-110 прочитать, выполнить практикум (составить трудовой договор).
2. §14 с.106-110 прочитать, выполнить практикум (составить трудовой договор), решить проблему, страница 110.
6. Оценка знаний.
За сегодняшний урок я вас хочу отблагодарить заработной платой в виде оценок, которая будет введена в вашу личную чековую книжку - электронный дневник.
Спасибо за урок!

У вас нет прав для создания комментариев.

Современный женский журнал.
Платные премиум shablony-dle.ru/
dle-joomla.ru