Изменение глаголов по временам
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Филиал МБОУ «Лесхозская СОШ» Арского муниципального района РТ - «Культесская НОШ»

Урок . Изменение глаголов по временам

Учительница начальных классов Гарифуллина Айсылу Мансуровна

2013 г

Цели урока: Повторять знания о существенных признаках глагола. Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.
Материал: Т.Г. Рамзаева Русский язык 4класс
Ход урока
I. Организационный вопрос и сообщение целей урока
На доске записаны глаголы в три столбика.
ИГРАЛ ИГРАЕТ БУДЕТ ИГРАТЬ
ЧИТАЛ ЧИТАЕТ БУДЕТ ЧИТАТЬ
РЕШАЛ РЕШАЕТ БУДЕТ РЕШАТЬ
- Почему данные глаголы записаны в три столбика? (В 1-м столбике - глаголы прошедшего времени, во 2-м - настоящего времени, в 3-м - будущего времени.)
- Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам».
II.Проверка домашнего задания
Упражнение 400, стр. 62.
- Расскажите о глаголе по плану в учебнике. (Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делал? Что делает? Что сделает? Глагол изменяется по временам, числам. В предло-жении чаще всего является главным членом предложения - сказуемым.)
- Прочитайте предложения, которые вы составили по схемам.
III. Чистописание
РУКА

РУКА ЖИВОТТТ ПЛЕЧО
Ж м ?
- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.
Cуществительное РУКА женского рода, существительное ЖИВОТ муж- рода, существительное ПЛЕЧО - среднего рода. Значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)
КАПУСТА ЗАЯЦ МОРКОВЬ
Н О ?

Существительное КАПУСТА - неодушевлённое, ЗАЯЦ-одушевлённое сущес твительное, МОРКОВЬ - неодушевлённое. Значит, вместо знака вопро- должна быть буква Н.)
СЕНО ТРАВА СЕНОКОС
Е А ?

В слове СЕНО ударный гласный звук Е, в слове ТРАВА - А, а в слове СЕHOKOC - О. Значит, вместо знака вопроса должна быть буква О.)
- Составьте слова из этих букв. (СОН, НОС.)
- Как преобразовать слово СОН в слово КУМ? (Сон - сом - ком - кум.) сон - сом- - ком- - кум
IV. Работа по теме урока
а) Упражнение «четвёртый лишний».
I На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово.
1) ТРЕЩИТ, СКРИПИТ, ВОЕТ, СКУЛИЛ. (Скулил - это глагол прошедшего времени, остальные глаголы - настоящего времени.)
2) ВСТРЕЧАЕТ, ВИЗЖАЛ, ПОСКРИПЫВАЛ, ДУЛ. (Встречает - глагол настоящего времени, остальные глаголы - прошедшего времени.)
3) ПРОЧИТАЕТ, ЗАПИШЕТ, НАРИСУЕТ, УДИВИЛ. (Удивил - глагол прошедшего времени, остальные глаголы - будущего времени.)
- Как изменяются глаголы? (По временам.)
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой во-прос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие во-просы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвеча-ют на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие во-просы отвечают? (Действие, которое только ещё будет происходить, и отвечают на вопросы ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?)
б) Работа по учебнику.
Чтение вывода на стр. 64.
Упражнение 404. стр. 64.
- Найдите глаголы, определите их время. (Мастерят - в наст, вр., усади¬ла- в пр. вр., приделаем - в буд. вр., получится - в буд. вр.)
Упражнение 405, стр. 64-65.
- Прочитайте готовый текст, определите время глаголов. (Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала, то-ненько пискнула (пр. вр.) мышь, прогудел (пр. вр.), стукнулся о берёзу и грузно упал жук. На макушке берёзы громко кукует (наст.вр.) кукушка. На самой вершине дуба, важно надувая зоб, воркует (наст, вр.) дикий голубь. На закате солнца страшно ухнет (буд. вр.) в лесу филин.

V. Физкультминутка
- Если вы услышите глагол прошедшего времени - топайте, услышите глагол настоящего времени - хлопайте, глагол будущего времени - прыгните на месте.
1. Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.

2. Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит.



3. Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
4. Шавка очень громко лает,
Шавка очень твёрдо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
5. Хорёк ходил на ёлку
К волку,
Унёс хлопушку
Втихомолку.
Теперь хорёк
Своей хлопушкой
Зверей пугает,
Словно пушкой.
6. Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет.
Фея выскочит оттуда:
Фокус это или чудо?

7. Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится!
VI.Словарно-орфографическая работа
а) На доске записаны слова, обозначающие предметы.
АВТ...М...БИЛЬ. В...ГОН, В...РОНА, Г...ЗЕТА, ДЕВ...ЧК
3.. .МЛ...НИКА, К...РТОФ...ЛЬ, К...РОВА. МЕС...Ц, М...Л...К
М...Л...ТОК, ...ВЦА, П...СУДА, Р...КЕТА.
- Запишите к данным словам глаголы прошедшего времени. (Автомобиль гудел, вагон тронулся, ворона каркала, газета извещала, девочка танцевала, земляника краснела, картофель сварился, корова мычала, месяц освещал, молоко вскипело, молоток стучал, овца блеяла, посуда гремела, ракета взлетела.)
б) Письмо по памяти. Упражнение 403. стр. 63.
VII. Домашнее задание
Упражнение 406, стр. 65.
VIII. Итог урока
- Как изменяются глаголы?
- Что обозначает глагол в настоящем времени, в прошедшем, в будущем времени.

У вас нет прав для создания комментариев.