«Омонимы»
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

МБОУ "Куакбашская основная общеобразовательная школа" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ

Конспект урока русского языка

в 5 классе

«Омонимы».

Учитель русского языка и литературы

Манакова Ольга Анатольевна

2014г

1. Оргмомент.

2.  Проверка домашнего задания – повторение изученного.

- Сначала, ребята, вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке?

Об однозначных и многозначных словах. О прямом и переносном значении слов.

- Какие слова мы называем многозначными?

Те, у которых два и более лексических значений.

- Как вы понимаете термин «переносное значение»?

Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем «переносными»

-Дома выполняли упражнение  (открыли учебники). Какие ошибки допустил ученик?

-Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Вы не сделаете ошибок?

Жар солнца – жар чувства

Тяжесть багажа - тяжесть утраты

Гибкость ума - гибкость ветки

Строить планы – строить мост

Зрелый возраст - зрелый плод.

-Итак, вы правильно определили, что слова употреблены в переносном значении.

А как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение?

Лексика

- Узнай слово по его лексическому значению:

1) Гладкая отполированная блестящая (стеклянная, металлическая), дающая отражение находящихся перед ним предметов. (Зеркало).

2)        Там целый день в окошко

            Глядит глазком картошка.

            Бутылка горлышком поёт,

            Концерты вечером даёт,

            А стул на гнутых ножках

            Танцует под гармошку. (Переносное значение слов).

3)        В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим передышку.

После урока непременно

Нужна ребятам перемена. (Синонимы).

4)        Какое над нами небо –

            Высокое или низкое?

            Какое над нами небо -

            Далёкое или близкое? (Антонимы)

3. Копилка новых слов и оборотов (Что даёт нам такая работа?):

- Пополним нашу копилку словом ЛЕКСИКОН

* От какого слово оно образовано?

* Назвать способ образования слова ЛЕКСИКОН?

*А что такое ЛЕКСИКА?

*Попробуйте определить значение слова ЛЕКСИКОН (словарный запас определённого человека).

* А у кого из одноклассников хороший лексикон?

* Что нужно предпринимать, чтобы лексикон был богатым, разнообразным?

4. Новый материал

 Прослушайте стихотворение В. Лифшница.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?( два)

- Одинаково ли пишутся и звучат слова?

- Подумайте, одинаковы ли они по значению?

- Сможете ли вы сами дать определение омонимам? Слайд 9.

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами – от греческих слов «омос», что значит «одинаковый», и «онима» - «имя»

Происхождение и значение слова  Омонимия - От греческого -  homos - одинаковый, ónyma – имя. Совпадение в звучании и написании слов, различных по значению.

5. Давайте определимся с целями изучения новой темы. Вместе с учениками формулируются цели:

*Узнать, что такое омонимия.

*Понять, как опознать омонимы.

*Распознавать виды омонимов.

*Выявить сферу употребления омонимов.

*Приобщиться к более тонкому пониманию основ и закономерностей русского языка.

6. Работа со словарями.

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н.Ушакова приводятся омонимы: соль- вещество, соль - нота. Слайд 11.

-Найдите в словарях омонимы.

-Аналогичный пример словарной статьи к слову бор приводится в учебнике (чтение)

- Найдите в словарях толкование слова ключ. Сколько значений у слова?

Обратите внимание на формулировку учебника «совершенно различные по значению».

Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

 Перед нами стихотворение, прочитайте его. О чём предупреждает нас автор?( Омонимы- слова, далёкие по смыслу). Некоторые буквы в словах заблудились. Поможем им вернуться на свои места. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы.

Мы слова из рус..кой речи,

Из р..дного языка!

Од..наково нас слыш..т,

Од..наково нас пиш..т.

Но важна не только внешность,

Потому (не )торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в сер..динке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу д..леки.

(Я. Козловский)

-Найдите омоним в стихотворении.

Язык(речь и орган)

-Сколько звуков обозначает буква я в слове язык?

 

7.Физкультминутка «Зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Пальчиковая гимнастика:

Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискриться и бумажка загориться?

 

8. Работа с текстом:

Здесь у нас - канал грЕбной,

За которым - лес грИбной.

А вот это - чей-то плоТ.

А на нем - какой-то плоД…

Как проверить правописание выделенных орфограмм?

9. Омографы  - графические омонимы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении).

*На сладе зАмок и замОк.

Задание:

Придумайте (работа в парах) две рифмованные строчки с данными омографами. Может быть, у кого-нибудь получится четверостишие…

            (Над водой возвышается ЗАМОК,

            Ворота заперты в нём на ЗАМОК.

            Я б хотела войти в этот ЗАМОК –

            Только как же открыть мне ЗАМОК?)

10.Подведение итогов урока.

-Ребята, закрываем наши тетради.

К концу подходит наш урок –

Пора нам подвести итог.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

-С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке?

Объявление оценок.

И ещё одно заданье от меня вам на прощанье.

11.Домашнее задание:

Придумать примеры пар омонимов и записать их на отдельных листочках-карточках (5 и более).

Прощаться настала пора...

Книгу закрывать пора.

С нею мы узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.

Ребята, спасибо вам за урок.

Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемены ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо...

12. Рефлексия.

*Так что же такое ОМОНИМЫ?

*С какими видами омонимов мы познакомились?

*Как мы можем использовать омонимы?

*С ними интересно?

* Мы дошли до нашей цели?

* Трудно было до неё идти?

* Какая цель была у меня?

* А у вас?

* Цели совпали?

* Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?

* А кто не очень доволен?

 

 

 

 

У вас нет прав для создания комментариев.