Урок по теме: Имя прилагательное.
Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 
МБОУ «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа»
Арского муниципального района РТ

Открытый урок в 6 классе
Тема: Тема: Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе

Составила: учитель русского языка и литературы
Файзрахманова Гульназ Ильясовна

Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Тема: Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе

Цели:
1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.
2) Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;
обогащение словарного запаса учащихся.
3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.

Тип урока: повторение изученного
Оборудование:
1) персональный компьютер;
2) мультимедийный проектор.
3) программные средства: MicrosoftPowerPoint; слайд-презентация;

Ход урока:
I.Организационный момент.
- Приветствие.
II.Актуализация

1. Разминка.
Допиши ряд и определи «Кто это»?
Серый, хищный, жадный …………………..
Рыжая, хитрая, ловкая ………………
Косой, слабый, трусливый ………………….
Большой, косолапый, неуклюжий ………………………
Яркое, ласковое, тёплое
- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь?
- На какие вопросы они отвечают?
- Какой частью речи они являются?

Правильный ответ.
- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь? Признак предмета
- На какие вопросы они отвечают? Какой? Чей?
- Какой частью речи они являются? Прилагательные
III. Изучение нового материала
1.Вступительное слово учителя
В речи всегда должно быть место прилагательным: они сделают наш мир ярче и интереснее. Но чтобы это произошло необходимо очень хорошо знать, что же это за часть речи, по каким законам она живёт, как с ней нужно обращаться.
Словарь Даля
«Прилагательное имя, прилагаемое к существительному для обозначения свойства или качеств его»

2.Грамматическое значение имени прилагательного
Вставьте на месте пропусков имена прилагательные. Назовите автора и произведение.
Улыбнулись ……сонные берёзки,
Растрепали ……шелковые косы,
Шелестят …… серёжки,
И горят ………… росы
Морфологические признаки имени прилагательного

3.Работа с текстом.
Запишите текст, раскрывая скобки, определить род, число и падеж имени прилагательного?
1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали ( весёлый) птички.
 Как изменяются имена прилагательные?

Проверка:
 1.После короткого дождя опять выглянуло яркое солнышко.2. Над мокрой землёй начал подниматься лёгкий парок. 3. В тенистой аллейке солнце падало светлыми пятнами на песок. 4. В густых кустах защебетали весёлые птички.
IV. Физминутка:
Учитель называет словосочетания яркое солнце, узкая тропинка, морозный день, глубокая река, тихий вечер, раннее утро, серебристый иней
а ученики должны:
- маршировать, если имя прилагательное мужского рода,
- руки в стороны, если имя прилагательное женского рода,
- руки вверх, если имя прилагательное среднего рода.

V1.Творческое задание.
Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок".
Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин Иса́ак Ильи́ч Левитана- российский художник, мастер «пейзажа настроения». "Март". (Пейзажи настроения).
Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись" приближающейся весне.
- Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.
• "Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске, которая открывается после завершения работы )
По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.
VII. Закрепление
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ(тестовая работа)
Тест № 1.
1. Что такое имя прилагательное?
1) Слово.
2) Часть речи.
3) Часть предложения.
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
1) кто? что?
2) какой? какая? какое? какие?
3) что делает? что сделает?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
1) Имя существительное.
2) Имя прилагательное.
3) Глагол.
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
1) С именем существительным.
2) С глаголом.
3) С местоимением.
5. Как изменяется имя прилагательное?
1) По родам.
2)По лицам
3) По числам.
4) По падежам.
6. Подчеркните имена прилагательные.
1) замечаешь 4) рукоятка 7) сказуемое
2) оранжевый 5) великолепный 8) большинство
3) насекомое 6) подлежащее 9) смолистый
7. Какие окончания у имен прилагательных женского рода?
1)-ой (-ый, -ий)
2) -ая (-яя)
3) -ое (-ее)
8. ЕСЛИ ИМЯ прилагательное имеет окончание –ое (-ее), то какого оно рода?
1) Мужского рода.
2) Женского рода.
3) Среднего рода.
9. Подчеркните краткие прилагательные:
1. Плавный. 2. Зелена. 3. Страшный.
4. Тонок. 5. Любимая. 6. Аккуратны
10. Как узнать род имени прилагательного?
1) По роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.
2) По окончанию имени существительного.
3) По окончанию имени прилагательного.

Проверь себя!
1. - 2,
2 – 2,
3 – 2,
4 – 1, 3,
5 – 1, 3, 4,
6 – 2, 5, 9,
7 - 2
8 - 3
9 – 2, 4, 6
10 – 1,3
Поставь оценку!
Без ошибок или одна ошибка – 5! (3 ума)
2-3 ошибки -4! (2 ума)
4-5 ошибок – 3!(1 ум)
Более 5 ошибок – 2!
VIII. Итог урока
1.Обобщение:
Расскажите об имени прилагательном по плану:
1. Каково грамматическое значение имени прилагательного? (Что обозначает? На какие вопросы отвечает?)
2. Каковы морфологические признаки имени прилагательного? (Как определить число, род и падеж прилагательного?
3. Какова синтаксическая роль прилагательных?(Какими членами предложения могут быть прилагательные?)
Чтение стихотворения об имени прилагательном.
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
IV. Домашнее задание.

Литература

1.Ахмадуллина Ф.Ю. Учебник русского языка для 6 класса.
2.Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку для 6 класса.
3. М.Т.Баранов . Поурочные разработки по русскому языку для 6 класса.

Приложение.
Имя прилагательное .Повторение изученного в 5 классе.
1.Работа с текстом.
Запишите текст, раскрывая скобки, определить род, число и падеж имени прилагательного?
1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали ( весёлый) птички.
2. Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась……………. зима. Март! ……….….. солнышко согрело ………….. берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал ……….……. . На крыше он уже подтаял и …………… каплями скатывается вниз. Мартовский воздух ……………… и …………..……. . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
3.Тестовая работаТест № 1.
1. Что такое имя прилагательное?
1) Слово.
2) Часть речи.
3) Часть предложения.
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
1) кто? что?
2) какой? какая? какое? какие?
3) что делает? что сделает?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
1) Имя существительное.
2) Имя прилагательное.
3) Глагол.
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
1) С именем существительным.
2) С глаголом.
3) С местоимением.
5. Как изменяется имя прилагательное?
1) По родам. 2)По лицам 3) По числам. 4) По падежам.
6. Подчеркните имена прилагательные.
1) замечаешь 4) рукоятка 7) сказуемое
2) оранжевый 5) великолепный 8) большинство
3) насекомое 6) подлежащее 9) смолистый
7. Какие окончания у имен прилагательных женского рода?
1)-ой (-ый, -ий) 2) -ая (-яя) 3) -ое (-ее)
8. ЕСЛИ ИМЯ прилагательное имеет окончание –ое (-ее), то какого оно рода?
1) Мужского рода. 2) Женского рода. 3) Среднего рода.
9. Подчеркните краткие прилагательные:
1. Плавный. 2. Зелена. 3. Страшный.
4. Тонок. 5. Любимая. 6. Аккуратны
10. Как узнать род имени прилагательного?
1) По роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.
2) По окончанию имени существительного.
3) По окончанию имени прилагательного.

У вас нет прав для создания комментариев.