Главные члены предложения
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старотимошкинская средняя школа»
Аксубаевского района Республики Татарстан

УРОК

русского языка

по теме «Главные члены предложения»

2 класс



Выполнила:
учитель начальных классов
Тугасева Вера Ивановна


УРОК
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема: Главные члены предложения.
Тип урока: урок-путешествие, усвоение новых знаний.
Технологии урока: частично-поисковый, проблемно-диалоговый

Цель: формировать умение находить грамматическую основу предложения и устанавливать связь слов в предложении;
Задачи:
- повторить словарные слова;
- развивать умение распознавать виды предложений;
- развивать творческую мыслительную деятельность;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- воспитывать чувство товарищества, дружеской поддержки

Оборудование: компьютер, мультимедийный видеопроектор, презентация, учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева 2 класс, сундучок с «пятёрками», карточки с предложениями, алгоритм нахождения главных членов на листе бумаги.
Ход урока
I Орг. момент
-Сегодня мы будем путешествовать по сказочному королевству Предложений. В путешествие с собой возьмем сообразительность и смекалку, дружбу и умение прийти на помощь. Путешественники всегда стараются запомнить всё, что они увидели и услышали в дальних странствиях. Готовы? Путешествовать будем на таком паруснике. (Слайд№2)
- А давайте проверим свою готовность!

II Чистописание. Посмотрите внимательно на буквы в тетради (буквы написаны красным цветом) и напишите их красиво. Буквы м, М
-Придумайте слова на букву эм.
Море, морской, моряк.

III Словарная работа (выборочный диктант)
Ребята быстро собрались к отправке в путешествие. Они весело беседовали. Ведь скоро в путь.
- Молодцы! В путь, друзья!

IY Актуализация знаний. Повторение о повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях.

1)- В какое море мы приплыли? Лишь вы можете решить этот вопрос. (Слайд №3 )
-Прочитайте слова.
-Это можно назвать предложением? Почему? (Это не предложения, т.к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.)
-Тогда, составьте из них предложение.

Мне нравятся красивые моря! (Слова разбросаны по морю Восклицания.)

У. Значит, какие предложения живут в море Восклицания? (Восклицательные.)

2) –Составьте предложение из этих слов. (Слайд №4 )
Огромные волны раскачивали лодку. (Слова разбросаны по морю Повествования.)

У. Значит, какие предложения живут в море Повествования? (Повествовательные.)

3) –Какое предложение можно придумать из данных слов? (Слайд №5 )
Кто живёт в морях? (Слова разбросаны по морю Вопросов.)

У. Значит, какие предложения живут в море Вопросов? (Вопросительные.)

Y Работа по теме. Вот приблизились к таинственному острову. (Слайд №6 )

1) На таинственном острове живут слова.

-Но вот неожиданно появилась страшная акула и начала глотать слова из предложений. Она вмиг проглотила слова из нашего предложения. Прочитайте, что осталось? (На таинственном острове)
-Это предложение?
-Наше предложение не получается без пропавших слов. Без чего предложение не может существовать? (Высказывания детей.)
-Кто же нам поможет вернуть слова, без которых не может существовать предложение.
-Конечно, золотая рыбка.
-Но жадная акула никак не успокоится. Она уже проглотила остальные слова.
-Что осталось?
живут слова.
-Это предложение?
-Тогда напишите это предложение в тетрадь правильно.
-Если из данных слов можно образовать предложение, то получается живут слова важны для предложения? Какие это слова? (Важные, основные, главные.)
-Попробуйте сформулировать тему урока. (Главные члены предложения.) (Слайд №7)
-Что хотите узнать на уроке? (Как находить главные члены?)
-В каждом предложении есть главные члены или грамматическая основа – это подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», сказуемое – оно то, что «сказано о подлежащем».
-Как же научиться находить подлежащее и сказуемое?

Учитель: Для этого попробуем ответить на вопросы. (Слайд №7)
-Что такое подлежащее?
-Что такое сказуемое?
-На какие вопросы отвечает подлежащее?
-На какие вопросы отвечает сказуемое?


2) -Для этого выполним задание. Прочитайте. (Слайд №8)
Ветер по морю гулял быстрая рыба долго плавала в воде акула ждала свою добычу
-Найдите границы предложения и поставьте нужные знаки препинания. Допишите еще одно предложение.
- Как вы оформите предложение при письме?
-О чём говорится в предложении?
-На какой вопрос отвечает это слово?
-А что говорится о ветре?
-Какие слова в этом предложении главные?
-Т.е. ветер гулял – это грамматическая основа?
3) Разбор остальных предложений.
4) Учитель. Давайте сделаем вывод.
-Что мы называем подлежащим? ( Главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что?)
-Что мы называем сказуемым? (Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что сделает?)
5)Чтение правила по учебнику. ( Т. Г. Рамзаева «Русский язык», учебник для 2 класса, стр. 73, 75)
6) Фиксирование нового способа действий в виде алгоритма. (Составление алгоритма - плана действий.) Выполнение упр.128. (Слайд №9)
- О ком или о чём говорится в предложении? Это первый шаг.
- Задайте к нему вопрос. Это второй шаг.
-Это подлежащее. Подчёркиваю одной линией. Это третий шаг.
-Найдите слово, которое обозначает, что говорится о подлежащем? Это четвёртый шаг.
-Задайте к нему вопрос. Это сказуемое. Подчёркиваю двумя линиями. Это пятый шаг.
-Читаем грамматическую основу предложения. Это шестой шаг.
Физминутка

7) Самостоятельная работа с использованием алгоритма.(Приложение 1)
Первый уровень. Выполнить упражнение 129.
Второй уровень.
Мать любит дочь. Дочь любит мать. Ель заслоняет дуб. Дуб заслоняет ель. (Слайд №10)

YI Закрепление. Работа на карточках. (Приложение 2)
- Наше путешествие подходит к концу. Оставим на память друзьям таинственного острова свои открытки. На карточках подчеркните главные члены.
В море живут рыбы. Щука проглотила свою добычу.
YII Итог. Рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Кто может сказать о себе «Я умею находить грамматическую основу предложения»?
- Кому ещё трудно находить главные члены предложения?

YIII Дом. задание. Упр.130,првила на стр.73,75.
Оценки. Золотая рыбка за хорошую работу приготовила вам сюрприз. Учитель достаёт сундучок. А в сундучке «пятёрки», вырезанные из фольги. Учащиеся получают «пятёрки».

Источники информации:
1. Т. Г. Рамзаева «Русский язык», 2 класс. М: Дрофа, 2009

У вас нет прав для создания комментариев.