Открытый урок по теме "Причастие"
Рейтинг:   / 11
ПлохоОтлично 
МБОУ «Катмышская СОШ» Мамадышского района Республики татарстан

«Страницы жизни Причастия»

(Урок-исследование по теме «Причастие» на материале лингвистических рассказов)

Урок русского языка

7 класс

Махмутова Г.М.,
учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ «Катмышская СОШ»

2013год

Цели урока:

Образовательные:

- повторить основные теоретические сведения о причастии;
- повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные с причастием;
- способствовать формированию умения правильно употреблять причастия в речи.

Развивающие:

- развивать монологическую речь учащихся;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение новых информационных технологий;
- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
- воспитывать чувство прекрасного.

Вид урока: обобщающий урок-исследование по теме «Причастие»

Оборудование: компьютер, медиапроектор, карточки, тесты.

Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше
ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
/Вс. Солоухин/
-Здравствуйте, ребята! Наш урок – урок повторения темы «Причастие». Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить весь изученный материал по теме «Причастие». Повторение темы пройдет в необычной форме – листая страницы жизни полноправного члена страны Русского языка, Причастия.
Итак, разрешите представить! Перед нами Причастие – особая форма глагола.
Страница 1. « Глагол + Прилагательное =…» (Слайд 2)
У него есть родственники – Глагол и Прилагательное. Эти родственники преподнесли Причастию свои подарки.
-Из списка подарков Глагола и Прилагательного выберите те, которые они преподнесли.

(Слайд 3)
Подарки глагола: вопросы что делать? что сделать? возвратность, переходность, вид, наклонение, время, род, число, роль в предложении.
Подарки прилагательного: вопросы какой? каков? род, число, падеж, склонение, роль в предложении.

Страница 2. «Склоняюсь я , как прилагательное…» (Слайд 4)

Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

-Вставьте пропущенные буквы в окончания причастий, объясните.(Слайд 5)
Блеснуть на потемневш…м горизонте, под раскрывш…мся парашютом, раздаваться в посвежевш…м воздухе, под отяжелевш…ми облаками, видневш…йся сквозь ограду сад, нарядивш…еся по-летнему девчата, усыпанн…й жёлтыми листьями аллее, с угасающ…м летним днем, в растущ…м по дороге кустарнике, затухающ… пламя костра.

Страница 3. «Действовать или страдать?» (Слайд 6)

Когда Причастие подросло, оно приобрело собственные черты, научилось быть страдательным и действительным.
Действительному и страдательному причастиям не живётся в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное причастие всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие». « Само виновато. Я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю признак предмета, который сам производит действие».
Как же живёт действительное причастие, мы узнаем, выполнив задание

-Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы действительных причастий. (Слайд7)

Изб…рающие командира, зад…равший нос, прик…снувшаяся к плите, заг…равшая на берегу, предл…живший дружбу, выр…стающий на глазах, прил…гающий усилия, забл…стевший после уборки, зам…рающий от восторга, прот…рающий глаза.

Страница 4. « Я разрываюсь напополам…» (Слайд 8)

Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное страдательное причастие! Особенно если оно причастие прошедшего времени и всё у него в прошлом.
Самое дорогое, что у меня есть, - это два Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного слова, как сразу я теряю одно Н. Разве это жизнь, скажите? Даже будущего времени у нашего брата, причастия не бывает. А как прикажете жить без будущего?
Поможем же бедному, несчастному страдательному причастию.

-Раскройте скобки, объясните написание Н и НН в причастиях.(Слайд 9)
Показа(н, нн)ый фильм, слома(н, нн)ый бурей сучок, враги окруже(н, нн)ы,
застеле(н, нн)ая шерстяным одеялом кровать, краше(н, нн)ые стены, огни потуше(н, нн)ы, броше(н, нн)ая лодка, фарширова(н, нн)ый перец, варё(н, нн)ый в кастрюле картофель, маринова(н, нн)ые овощи.

Страница 5. « Меня укорачивают!» (Слайд 10)

А страдательное причастие продолжает жаловаться: «Я не только испытываю на себе действие, меня ещё и укорачивают, да вдобавок путают с краткими прилагательными!»
Пожалеем теперь краткое страдательное причастие и поможем ему не перепутаться с кратким прилагательным.
-Раскройте скобки, исправьте ошибки в распределении слов по группам.(Слайд 11)
Краткие причастия краткие прилагательные
Бойцы мужестве(н, нн)ы утро тума(н, нн)о
вещь спрята(н, нн)а статья написа(н, нн)а
речи торжестве(н, нн)ы задание провере(н, нн)о
картины нарисова(н, нн)ы документы подли(н, нн)ы
герои ю(н, нн)ы ошибки исправле(н, нн)ы

Страница 6. «Друзья или враги?» (Слайд 12)

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица НЕ стала враждовать с глаголом. Частица НЕ так не любит глагол, что иногда не признает его форму – Причастие. И только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство.

-Объясните написания НЕ с причастиями.(Слайд 13)
(Не)прочитанная повесть, (не)навидящий ложь, (не)думать над (не)решенной проблемой, никогда (не)улыбающийся человек, (не)скошенная трава, (не)разрушенный, а целый, (не)защищенное от ветра лицо, урок (не)выучен, вовсе (не)изученный вопрос, (не)нашедший дороги отряд

Страница 7. «Об оборотной стороне дела»

Когда причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались. Так образовался Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обоснований.
Как это происходит, мы повторим, выполнив задание

(Слайд 14)
-Расставьте знаки препинания, выделите графически причастные обороты.
Я вышел в уже темнеющий сад пошёл по дорожке густо усыпанной шуршащими листьями потом остановился перед орешником застывшим в холодной неподвижности сумерек. Я увидел два почти соединенных ореха почему-то не сорванных забытых нами. (По Ю.Бондареву)

Страница 8. «Умей меня употребить!» (Слайд 15)

Несмотря на достоинства причастия, совмещающего в себе «имени и глагола силу», в устной речи оно встречается редко. А.С.Пушкин писал об этом так: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре…» Однако в письменной речи, литературно-художественной, общественно-публицистической, там, где нужны выразительность, торжественность, причастие особо необходимо.
Докажем это, выполнив задание.

(Слайд 15)
-Дополните текст причастными оборотами.
Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар (?). Охотник (?) двигался вдоль реки.
Веткой (?) охотник отметил след и пробрался к воде. Туман ещё не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля (?). Его свернутые паруса(?) ожили. Ветер (?) лениво теребил их. Всё было белым, кроме парусов.
Охотник удивленно протирал глаза (?). Паруса были алые. (По А. Грину)

Слова для справок:

1) покинувший свой костер
2) дующий с берега
3) пораженный чудом
4) отломленной от дерева
5) расправленные ветром
6) медленно повертывающегося к устью реки
7) наполнивший всё странными видениями

Домашнее задание(слайд16)

Перед вами предложения. Какой это вид народного творчества? Найдите в предложениях причастия, охарактеризуйте их, выделите суффиксы причастий, объясните все изученные орфограммы по теме «Причастие».

1. За одного битого двух (не)битых дают.
2. (Не)пойман – (не)вор.
3. Пролитую воду не соберешь.
4. Что написа(н, нн)о пером, того не вырубить топором.
5. Сказа(н, нн)ое слово серебряное, а (не)сказа(н, нн)ое – золотое.
Сказа(н, нн)о – сдела(н, нн)о.

Итоги урока: На сегодняшнем уроке мы пролистали страницы книги жизни части речи (формы глагола) Причастия, исследовали жизнь этой части речи. Мы обобщили всё, что нам известно о Причастии, повторили основные орфографические и пунктуационные правила, касающиеся этой части речи. Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять.

У вас нет прав для создания комментариев.