О молниях,змеях,собаках и прочем...
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
УРОК в 3 классе

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем…»

Провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Большеверезинская НОШ»
Арского муниципального района РТ
Нуриахметова Рамзия Амирзяновна.

Тема. О молниях, змеях, собаках и прочем…
Цель. Изучить правила безопасного поведения в природе.
Задачи.
1. Познакомить детей правилами безопасного поведения в природе.
2. Развивать логическое мышление, воображение, умение рассуждать.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и к своему
здоровью.
Оборудование:
• Учебник «Мир вокруг нас» 3 класс, автор: А.А. Плешаков;
• Компьютер;
• Презентация учителя Презентация 1;
• Презентация ученицы о ядовитых растениях Презентация 2;
• Сообщение ученицы о клещах;
• Детская энциклопедия «Я познаю мир»;
• Книга «Зелёные страницы»;
• Книга А.М. Носова «Лекарственные растения»;
• Набор иллюстраций с ядовитыми растениями;
• Ребусы;
• Тест Приложение 3.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Мотивация и организация внимания учащихся.
(Слайд 1)
Вот и солнце появилось,
Как на праздник нарядилось
Чтобы мы учились дружно
И узнали всё, что нужно.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
– На предыдущем уроке мы говорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире, доме, ближайших окрестностях. Давайте устроим выставку условных знаков на тему: «Опасные места», которые вы нарисовали дома.

Выступление учащихся.( Дети выходят, показывают знаки, рассказывают, что они означают, прикрепляют к доске магнитом.)

III. Целеполагание.

– Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь разгадаем кроссворд.
Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему.
(Слайд 2)
1. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (молния)
2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)

3. Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (гадюка)

4. В будке спит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (собака)

5. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыши)

6. Была зелёной, маленькой
Потом я стала аленькой
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)

7. Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)

8. Кто родился с усами. (кот)

Ключевое слово: Опасность
Опасности, которые могут угрожать жизни и здоровью человека в природе.

Дети ставят учебную задачу

Учитель:
– О каких опасностях мы сегодня будем говорить на уроке? Где они могут встретиться?
– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.

IV. Формирование новых знаний

Учитель:
-С наступлением тёплого времени года мы начинаем выезжать на природу. Это очень полезно для нашего здоровья. Но приходя в лес, кроме чудесных даров природы, мы можем повстречаться с опасностью. Клещи, змеи, ядовитые грибы, ядовитые растения, природное явление – молния, наконец вот далеко не полный перечень «сюрпризов», уготовленных нам лесом. Прежде,чем отправиться в лес ,мы должны вооружиться определёнными знаниями.

1. Работа в парах (Ребята обсуждают, высказывают свои варианты)
Тест. Выбери одежду, которую ты оденешь в лес?
футболка с длинными рукавами
шорты
кроссовки
купальник
спортивные брюки
носки
сланцы
панамку
резиновые сапоги
1. Клещи
– Одним из самых грозных врагов человека в лесу является клещ. (. Ученик делает сообщение на тему: «Клещи» ) (слайд 3)

2. Змеи (слайд 4)
В лесу можно встретить змей.
Уж – безобидная змея. Она не ядовита. Ужи встречаются во влажных лесах, в кустарниках по берегам рек, озёр, болот. Они отлично плавают.
Гадюка – ядовитая змея. Если вы потревожите гадюку, она быстро уползёт, не причинив вам вреда. Человека кусает только в том случае, если он на неё наступит или схватит рукой.

3.Советы грибникам
– Какие советы вы бы дали тем, кто отправляется в лес по грибы?

Высказывания детей.
Потом дети читают на слайде. (слайд 5)

4.Разбор ситуации (слайды 6,7)

– Назовите номера грибов, которые вы не возьмёте и почему?У многих съедобных грибов есть двойники. Бледная поганка – самый ядовитый гриб. Спасти человека, отравившегося ею почти невозможно. Иногда её путают с шампиньонами. Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Двойники опят – ядовиты. Поэтому, при сборе грибов, надо быть очень внимательным.

Физкультминутка.
- Сейчас я узнаю, умеете ли вы собирать грибы.
Игра «Хлопай - топай».
- Если вы согласны с моим высказыванием, тогда хлопаем, а если нет - топаем.
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь;
2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны;
3. Не надо брать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд;
4. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ходить;
5. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком.
- Молодцы, вы настоящие грибники.

5. Ядовитые растения
– На эту тему нам расскажут наши исследователи.
1) Кто искал информацию с помощью компьютера;
2) Кто искал информацию в справочной литературе.
(Учащиеся дополняют информацию презентацией, Слайд 8
Презентация учащегося о ядовитых растениях. (5-6 слайдов)

6. Гроза (Слайд 9)
«Люблю грозу в начале мая» – признавался поэт Ф.М. Тютчев в своём стихотворении и восхищался состоянием природы во время грозы. Многие природные явления опасны для здоровья и жизни человека. Гроза несёт огромную опасность: это удары молний. От молнии может возникнуть пожар, могут быть повреждены линии электропередач, погибнуть люди.
– Может ли человек предотвратить это природное явление? Как же человеку защититься от молнии?

Учитель:
-Прочитайте, в учебнике «Мир вокруг нас» с.23

Вывод: Надеюсь, что если вам придётся встретиться с этим природным явлением, вы не будете паниковать, вспомните правила поведения во время грозы, выполните их, и не будите подвергать свою жизнь риску. (Слайд 10)

7. Домашние животные (слайд 11)
– Ребята, поднимите руку, у кого есть домашние животные? Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности, над которыми вы подумаете дома.

V. Обобщение полученных знаний.

Работа в группах:
1 группа: Из предложенных картинок с растениями выбрать ядовитые растения и подписать.

2 группа: Прочитайте рассказ, найдите ошибки в поведении детей.

VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

– Что нового и интересного узнали сегодня на уроке?
– Пригодятся ли эти знания нам в повседневной жизни?
(Ответы детей)
(Слайд 12)
1. Правильно одеваться для прогулки в лес.
2. После прогулки осмотри себя, нет ли клеща.
3. Не собирать незнакомые грибы.
4. Не надо есть незнакомые ягоды.
5. Не ловить змей и ужей.

VII. Информация о домашнем задании (слайд 13)
1. Учебник с. 23-28
2. Составить правила общения с собаками и кошками.

У вас нет прав для создания комментариев.