Ледовое побоище
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Угроза с Запада. Урок истории в 6 классе
Методическая разработка
1.Общие сведения:
Урок в 6 классе по курсу истории Отечества, глава 2 «Раздробленность на Руси».
Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, карта, кроссворд, портрет Александра Невского

Тема: Ледовое побоище.
Цель: Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.
Задачи:
Образовательные: рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войск и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем.
Коррекционно- развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, познавательного интереса, запоминанию, развивать устную речь учащихся, учить работать с учебником: давать полные ответы, учить извлекать новые знания из прочитанного текста, учить анализировать исторический материал, развивать умение проводить сравнение объектов, закреплять умения ориентироваться на карте.
Воспитательные: прививать интерес к истории, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к исторической личности.
Основные термины: фланг.
5. Тип урока
Комбинированный урок с использованием ИКТ
6. Аппаратное обеспечение На уроке -Мультимедийный компьютер, ЦОР «Энциклопедия «История России. 862-1917» - При подготовке к уроку - локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер-
7. Программное обеспечение
Универсальное ПО, специальное ПО, ресурсы сети Интернет, используемое на уроке и для подготовки к уроку
8. Основные и дополнительные источники ОЭР на CD-ROM «Энциклопедия «История России. 862-1917», ресурсы сети Интернет, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008
9. Ход урока
ЭТАП 1: Этап актуализации опорных знаний
1. Учащиеся индивидуально - самостоятельно отвечают на вопросы по раздаточному материалу, далее обмениваясь, листами с ответами работают в парах - взаимопроверка, далее оценивание результатов.
1 – Какую тему изучали на прошлом уроке?
2 -фронтальная проверка д\з по вопросам
а) Кто угрожал новгородским землям?
б) Когда шведы подошли к р. Ижора?
в) Кто руководил шведскими войсками?
г) О каких героях Невской битвы вы узнали?
е) Чем закончилась битва на Неве?
ж) Как стали называть князя ?
3 работа по карточкам (3 чел.)

N 1 N 2
1.Когда состоялась Невская битва? 1 Кто руководил шведскими войсками? 2 Кто одержал победу в Невской битве? 2 Как звали князя одержавшего победу на
реке Неве?
3 Каких героев Невской битвы вы знаете? 3 Кто такой герцог?
Задание 1 Какие черты присуще Александру Невскому?
Мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчетливый, самолюбивый, властный.
Задание 2 Кто одержал победу в битве на Ниве?
Биргер
Шведы
Невский и новгородская дружина
ЭТАП 2 - Этап усвоения новых знаний. Экспансия немецких рыцарей – крестоносцев и др. из Прибалтики. Экспансия шведов. Невская битва.
Объяснение учителя:
Планы распространения католичества разделяли правители Швеции. Предполагалось объединенными усилиями совершить крестовый поход на Русь. Но одновременного Выступления шведов и немецких рыцарей не получилось. Первыми начали военные действия против Руси шведы.
Объяснение учителя по карте на экране: Первыми ударили шведы. Большой шведский флот подошел к устью Невы в 1240 г. Под угрозой оказался Новгород. Время не ждало, нужно было создавать войско для отпора противнику. Новгородцы отправили послов к князю Александру Ярославичу, который тогда находился в Переславле Залесском. Тот вскоре появился в Новгороде с небольшой дружиной. К нему присоединились новгородские добровольцы. Среди них были знатные и простолюдины. Александр спешил с выступлением, чтобы предупредить действия шведов, которые уже высадились на берег Невы. Об этом стало известно от союзных Новгороду племен, обитавших у Финского залива. Часть русской рати погрузили на суда, другая двинулась на конях берегом. Шведы не ожидали столь быстрого приближения противника. Молодой русский полководец знал, что силы врага намного превосходили его воинство. Скрытно подойдя к шведскому лагерю, русские стремительно атаковали ошеломленное шведское войско, не успевшее построиться в боевые порядки. Поражая противника, русские воины теснили шведов к Неве. Чтобы затруднить погрузку врагов на суда, князь направил отряд удальцов во главе с новгородцем Мишей вдоль берега. Русские подрубали сходни, бились с отступающими к реке шведами. Ликование ратников Александра вызвало зрелище, когда пал подрубленный «златоверхий» шатер шведского военачальника. Этот подвиг совершил рядовой ополченец Савва. Среди сподвижников храбро бившегося князя Александра был Гавриил Олексич, дальний предок А. С. Пушкина. В горячке сражения этот витязь на коне въехал на вражеский корабль, нанося налево и направо удары шведским воинам. Им удалось сбросить смельчака вместе с конем в воду. Но Гавриил остался жив и продолжал сражаться.
В итоге битвы на Неве шведы были наголову разгромлены, оставшиеся в живых бежали на кораблях прочь. Русские потери были совсем невелики. Александр Ярославич возвратился в Новгород «с великою победою, славя Господа Бога и пречистую Богородицу». С той поры князь навека получил в народе прозвание Невского. Битва показала — Русь жива!.


Выступления учащегося об Александре Невском:

Алекса́ндр Не́вский
(1220/1221 — 1263), князь новгородский в 1236—1251, великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига. Канонизирован Русской православной церковью.
На северные русские земли напали немецкие рыцари из Ливонии; их благословил сам Папа Римский. Был захвачен Изборск, затем Псков. Новгородцы оказались вынуждены обратиться к Александру за помощью. В начале 1242 г. исход войны Великого Новгорода и Тевтонского ордена определился. Александру удалось освободить Псков, где, по сведениям немецкой Ливонской хроники, погибли 70 знатных рыцарей, а 6 взяты в плен. Затем князь повёл войска к Чудскому озеру. 5 апреля на льду состоялось решающее сражение, вошедшее в историю как Ледовое побоище. Сознательно позволив немцам, использовавшим традиционное для рыцарского воинства того времени построение клином — свиньёй, потеснить русскую пехоту в центре, Александр фланговыми ударами дружинной конницы
взял противника в кольцо и наголову его разгромил.

В 1246 г. в далёкой Монголии умер отец Александра Ярослав Всеволодович, пребывавший тогда при дворе великого хана монголов Гуюкхана. Печальная весть достигла сыновей лишь через год. Теперь в Монголию пришлось отправиться Александру с братом Андреем. Результатом двухлетнего путешествия (1247—1249 гг.) стало пожалование владимирского княжения Андрею, а Киева — Александру, куда, впрочем, он так и не поехал, оставшись в Новгороде.

Андрей, войдя в союз со своим тестем — галицким и волынским князем Даниилом Галицким, которого готовы были поддержать Литва, Польша, Венгрия, Тевтонский орден и папа Иннокентий, попытался создать коалицию против Золотой Орды. Однако грандиозный план был пресечён монголами, в 1252 г. обрушившими на Русь так называемую Неврюеву рать (по имени ордынского царевича Неврюя, возглавившего поход).

Поражение Андрея и его бегство за рубеж, в Швецию, открыли Александру путь к великокняжескому престолу. В соответствии с ханским ярлыком в 1252 г. он стал великим князем владимирским. Последнюю поездку в Золотую Орду Александр предпринял, чтобы спасти русские города от ордынского погрома, после того как в 1261—1262 гг. во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле, Переяславле жители перебили ордынских сборщиков дани.
Возвращаясь из Орды, князь заболел и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце близ Нижнего Новгорода, приняв перед смертью схиму.
Похоронен в храме Рождества Богородицы во Владимире.

После выступления учащегося проводиться промежуточный контроль:
-Кто угрожал Руси с Запада?
- Что такое рыцарский орден?
-Кто такие крестоносцы?
-Кто такой Александр Невский?

ЭТАП 3 - Этап усвоения новых знаний. Ледовое побоище.
- Работа с учебником – стр. 133-134, Ледовое побоище
Ход битвы изучается при помощи анимированной карты, к которой можно перейти по гиперссылке «Ледовое побоище»
Для более образного и эмоционального восприятия ледового побоища рекомендуется просмотреть видео сражения Ледовое побоище .
ЭТАП 4 - Этап закрепления новых знаний. Решаем кроссворд:
1 Как называется озеро на льду которого состоялось «Ледовое побоище»?
2 Как звали князя Невского?
3 Как называлось построение немецких рыцарей?
4 Кто одержал победу в битве?


Итог урока: наступление с Запада было остановлено, русские земли в этом районе сохранили свою независимость
ЭТАП 5- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнении
-Объяснение домашнего задания: параграф №19, вопросы к параграфу, составить кроссворд или историческое лото
-Оценивание выступлений и ответов наиболее активных учащихся

Литература:
1.Е.В.Пчелов История России, 6 класс
2. С.М. Соловьев история России с древнейших времен
3. Н. М. Карамзин. История государства Российского.


Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org
http://www.istmira.com/istoriya-rossii/

У вас нет прав для создания комментариев.