Подготовка к сочинению в системе ГИА (сочинение – рассуждение по высказыванию Д.С.Лихачёва «Вернейший способ узнать человека – его умственн
Рейтинг:   / 12
ПлохоОтлично 
Тема. Подготовка к сочинению в системе ГИА (сочинение – рассуждение по высказыванию Д.С.Лихачёва «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
(Урок-практикум по русскому языку в 9 классе)
Обучающая цель: научить учащихся толковать данное высказывание и аргументировать свой ответ примерами из текста.
Развивающая цель: совершенствовать навыки написания сочинения в системе ГИА.
Воспитывающая цель: воспитывать у учащихся такие качества как доброта, взаимопонимание, культуру общения.
Оборудование. Компьютерная презентация.
Материал. «Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», под редакцией И.П. Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва, 2012 год.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке русского языка. Когда готовилась к уроку, я нашла очень интересное высказывание древнего философа Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
1 ученик (ожидаемый ответ). Речь показывает уровень культуры человека.
2 ученик (ожидаемый ответ). Язык – показатель человеческих качеств как ум, воспитанность, способность.
Учитель. Давайте проведём небольшой эксперимент. Представьте себе, что вы – работодатели. К вам на собеседование пришли 2 молодых человека (слайд). Один из них, как вы уже догадались, неформал, второй – представительный юноша. Прочитайте их резюме и ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Кому бы из них вы отдали своё предпочтение и почему?»
Представительный юноша:
Здравствуйте, дорогие работодатели! Меня зовут Александр. Ну, я хочу рассказать вам о себе. Закончил среднюю школу, потом закончил институт. Ну, че ещё? Хобби - компьютер. Ну, люблю компьютерные игры: «стрелялки», «бродилки». Не подумайте, что я только забавляюсь, я ещё и развиваюсь: ну, захожу на всякие там умные сайты, читаю. Ну, ещё хобби – телевизор. Смотрю триллеры, ужастики, иногда ещё – новости и мелодрамы. В свободное от компьютера и телевизора время хожу в бассейн на плаванье и вкаток на коньки. Одним словом, занимаюсь не только развитием интеллекта, ну и физической формы, не зря ведь в русской народной пословице говорится, что в здоровом теле – здоровый дух. Ну, подводя итог всему вышесказанному, считаю, что я для вашего предприятия буду ценным сотрудником.
Неформал:
Добрый день. Меня зовут Макс. Я, как вы уже успели догадаться, представитель российской молодёжной субкультуры, другими словами, неформал. Мы, неформалы, у людей старшего поколения вызываем бурю эмоций: от искреннего непонимания до рьяного негодования. А ведь противопоставление молодых (ищущих себя) и взрослых (определившихся) традиционно, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман Тургенева «Отцы и дети».Мне хочется того же, что и любому из вас: завести друга, компанию, которая обеспечит интересное общение, найти девушку и, наконец, самоутвердиться. А неформальное объединение – всего лишь способ достижения этих целей. Так что для нас, молодых, неформальное течение не забава, а необходимость.
Увы, не все неформальные течения безобидны и дружелюбны. Банды антисоциальны: они воруют, убивают, мародерствуют. Панки же, девиз которых «Живём здесь, сейчас и сегодня», проповедуют теорию высокого уровня жизни, умеют зарабатывать деньги. Рокоббили (поклонники рок-н-ролла) стоят в стороне от социальных проблем и не представляют угрозы для общества. А деятельность зеленых, защитников исторических ценностей, вообще заслуживает аплодисментов. Благодаря стараниям зеленых, был отклонен строительство АЭС в Краснодарском крае.
Надеюсь, я убедил вас в том, что нельзя негативно относиться ко всем представителям неформальной культуры.
Учитель. Кого бы из них вы взяли на работу и почему?
1 ученик (ожидаемый ответ). Речь неформала грамотная, выразительная, эмоциональная, поэтому я взял бы на работу его, хотя внешний вид мне не очень нравится.

2 ученик (ожидаемый ответ). Внешний вид второго юноши приятный, но, к сожалению, язык его бедный. Много просторечных слов, что не характерно для делового стиля.
Учитель. Я думаю, что на изменение имиджа необходимо короткое время, чего нельзя сказать о языке человека. Прекрасно, когда гармонируют внешний вид и уровень интеллекта. Грамотный человек имеет большие карьерные перспективы.

II. Объяснение новой темы.
Учитель. Предлагаю вам несколько высказываний из числа 36 вариантов, внесенных в типовые экзаменационные варианты за 2013 год. Выберите из них созвучное словам Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел».
а) «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин (вариант 3).
б) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров (вариант 10).
в) «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц (вариант 21).
г) «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (вариант 22).
Ученик (ожидаемый ответ). Словам Сократа созвучно высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Учитель. Сегодня мы напишем сочинение-рассуждение по высказыванию Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (22 вариант). Анализ ваших предыдущих сочиненийпоказал, что вы безошибочно пишете вступление сочинения-рассуждения, т.е. тезис. Имеются ошибки в толковании высказывания и в аргументировании своего ответа. Следовательно, цель сегодняшнего урока – научиться толковать данное высказывание, аргументировать свой ответ примерами из текста.
Вы уже знаете, что любое рассуждение состоит из 3 частей: тезис (вступление), доказательства (основная часть), вывод (заключение). На слайде вы видите примерную модель сочинения – рассуждения:

ВСТУПЛЕНИЕ
Тезис (высказывание Д.С.Лихачёва)

ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ

Толкование высказывания, аргументирование 2 примерами из текста



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Вывод о правильности понимания высказывания
Учитель. Кто расскажет первую часть сочинения?
Ученик (ожидаемый ответ). Российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждает: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Как можно понять это высказывание?
Учитель. Попробуйте комментировать высказывание Д.С. Лихачёва.
Ученик. Язык – показатель человеческих качеств как ум, воспитанность, способность. Разговаривая с ним, мы узнаём человека поближе.
III.Формирование знаний, умений и навыков у учащихся.
Учитель. Давайте прочитаем текст. Читая текст, подумайте об аргументах (чтение текста).
Текст
(1)Однажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст – в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
(3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.
(6)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, был я молод и находился в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо – японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.
-(11)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, - решил я.
(12)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.
-(13)Ага! – заорал он. – (14)Иностранец! (15)Тебе нужно поучиться японским манерам! (16)Сейчас я проучу тебя!
(17)Он приготовился наброситься на меня.
(18)За какую –то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крикнул: «Эй!» (19)Мы уставились на маленького пожилого японца. (20)Ему явно было за семьдесят; этот небольшого роста джентельмен сидел в своём безукоризненно чистом кимоно. (21)Он не обратил никакого внимания на меня, но его лицо лучилось навстречу работяге, словно у него был какой – то очень важный секрет, которым он собирался, видимо, с ним поделиться.
-(22)Иди-ка сюда, - обратился старик к забияке и помахал ему рукой. –(23)Иди сюда и поговори со мной.
(24)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
-(25)С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
(26)Старик продолжал лучезарно улыбаться.
-(27)Ты едешь домой? – спросил он, и его глаза засветились любопытством.
-(28)Тебя это не касается! – прорычал тот в ответ.
-(29)О, это прекрасно, - ответил старик. –(30)Каждый вечер мы с женой идём в сад и садимся на деревянную скамейку. (31)Мы наблюдаем за закатом и смотрим, как поживает наша хурма. (32)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. (33)Однако наше дерево перенесло всё даже лучше, чем я ожидал.(34)Очень приятно наблюдать за ним, и мы с удовольствием проводим вечера на улице, даже если идёт дождь!
(35)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
(36)Когда мужчина вслушивался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались.
-(37)Да, - сказал он. –(38)Я тоже люблю хурму… -(39)Его голос стих.
-(40)Понимаю, -сказал старик, -и я уверен, что у тебя прекрасная жена.
-(41)Нет, - ответил трудяга. –(42)Моя жена умерла. –(43)Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. –(44)У меня нет жены, у меня нет дома, у меня нет работы. (45)Мне так горько и стыдно за себя, -(46)по его щекам катились слёзы, спазм отчаяния пробежал по телу.
-(47)Да, - говорил старик, - ты действительно оказался в тяжёлом положении. -(48)Присядь сюда и расскажи мне всё.
(49)Поезд подошёл к моей станции, и я вышел из вагона. (50)То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами.
(По Терри Добсону.)
Кимоно – традиционная мужская и женская одежда японцев.
Терри Добсон (1937-1992) – американский специалист-практик айкидо, написал несколько книг, посвящённых этому искусству.
Учитель. О чём говорится в тексте?
Ученик (ожидаемый ответ). В тексте говорится о том, как пожилой японец успокоил сердитого мужчину добрыми словами.
Учитель. Попробуйте ответить на вопрос: «Какой вариант ответа является продолжением утверждения: «Старику японцу удалось успокоить грубияна, потому что…»?
1) он заговорил с ним
2) он поделился с этим человеком каким-то секретом
3) оказалось, что оба они любят хурму
4) он проявил чуткость и сострадание к этому человеку
Ученик (ожидаемый ответ). Правильный ответ – «он проявил чуткость и
сострадание к этому человеку».
Учитель. А как старику удалось успокоить мужчину?
Ученик (ожидаемый ответ). Он сумел найти нужные слова.
Учитель. Как вы думаете, какие именно слова «смягчили» мужчину?
Ученик (ожидаемый ответ). Слова «поговори со мной», «понимаю», «расскажи мне» «смягчили» мужчину.
Учитель. Делаем вывод: как, с помощью каких слов старику удалось успокоить мужчину?
Ученик (ожидаемый ответ). Старик проявил чуткость к этому человеку. Он подбирал самые нужные слова: «поговори со мной», «понимаю», «расскажи мне».
Учитель. Действительно ли мужчина плохой и страшный человек?
Ученик (ожидаемый ответ). Сначала мужчина показался страшным человеком. Потом мы узнали, что у него большое горе. Он даже заплакал.
Оказывается, только внешне мужчина показался страшным. На самом деле, он – мягкий человек. Какие слова мужчины говорят о том, что он неплохой человек?
Ученик (ожидаемый ответ). Мужчина говорит: «Мне так горько и стыдно за себя» (предложение 45).
Учитель. Делаем вывод: каким показался сначала мужчина и какие слова показали, что он неплохой человек?
Ученик (ожидаемый ответ). Сначала мужчина показался страшным человеком. Но его слова «Мне так горько и стыдно за себя» (предложение 45) показывают, что перед нами неплохой человек.
Учитель. Приведите первый пример из текста.
Ученик (ожидаемый ответ). В качестве первого примера возьмём старика японца. Старик проявил чуткость к незнакомому несчастному человеку. Он подбирал самые нужные слова: «поговори со мной», «понимаю», «расскажи мне» (предложения 23, 40, 48). Слова старика показывают, что он добрый, чуткий человек.
Учитель. Приведите второй пример из текста.
Ученик (ожидаемый ответ). В качестве второго примера возьмём мужчину. Сначала мужчина показался страшным человеком. Но его слова «Мне так горько и стыдно за себя» (предложение 45) показывают, что перед нами неплохой человек.
Учитель. А теперь напишите сочинение-рассуждение, используя приобретённые знания на уроке. (самостоятельная работа учащихся.)
Ожидаемый ответ учащихся.
Российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждает: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Как можно понять это высказывание?
Язык – показатель человеческих качеств как ум, воспитанность, способность. Разговаривая с человеком, мы лучше узнаём его.
В качестве первого примера возьмём старика японца. Он проявил чуткость к несчастному человеку. Старик подбирал самые нужные слова: «поговори со мной», «понимаю», «расскажи мне». Слова старика показывают, что он добрый, чуткий человек.
В качестве второго примера возьмём мужчину. Сначала мужчина показался страшным человеком. Но его слова «Мне так горько и стыдно за себя» (предложение 45) показывают, что перед нами неплохой человек.
Таким образом, могу сделать вывод, что Д.С. Лихачёв был прав.
IV.Заключительная часть урока.
Учитель. Дома напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Георга фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

У вас нет прав для создания комментариев.